Нужно ли уведомлять страховую компанию о ДТП?
Как избежать ошибок при оформлении ДТП по европротоколу
Далеко не каждое ДТП приобретает масштаб катастрофы. Иногда ущерб настолько незначителен, что участники происшествия могут обойтись без вмешательства сотрудников полиции. Именно на такие случаи и предусмотрена возможность составления европротокола. Казалось бы, куда проще. Однако когда через некоторое время виновнику аварии приходит иск о возмещении, становится не до шуток. Давайте разбираться в том, что участники ДТП делают не так.
В каких случаях необязательно вызывать полицию?
Из смысла ст. 11.1 ФЗ № 40 «Об ОСАГО» следует, что фиксация факта ДТП без привлечения сотрудников уполномоченного органа допускается при одновременном соблюдении следующих условий:
• если участники ДТП имеют действующий на момент аварии полис ОСАГО;
• если вред причинен только ТС и/ или их прицепам;
• если у автовладельцев отсутствуют разногласия относительно перечня и характера повреждений.
Иными словами, виновник аварии и пострадавшая сторона, преследуя цель сэкономить время, договариваются на месте, чтобы урегулировать конфликт с наименьшими потерями.
Отдельного внимания заслуживает порядок оформления и предельная величина возмещения по европротоколу.
Последний выдается водителю страховой компанией и носит официальное название «извещение о ДТП». При наступлении страхового случая участники ДТП должны заполнить бланк протокола, состоящий из двух частей. После заполнения владелец страхового полиса забирает себе верхний основной лист извещения, а второй участник происшествия вспомогательный лист. И тот, и другой наделены равной юридической силой, поэтому могут использоваться каждой из сторон.
Нужно ли сообщать о ДТП в страховую по ОСАГО?
Теперь главное! С целью возмещения вреда, причиненного ТС пострадавшего лица, виновник аварии обязан направить составленный по всем правилам протокол в свою страховую компанию. Причем сделать это нужно в течение периода, не превышающего 5 дней. В свою очередь страховщик вправе потребовать предоставления ТС для осмотра и составления экспертного заключения. Величина возмещения по ОСАГО с европротоколом в текущем году ограничивается суммой в 400000 рублей.
Может ли страховщик взыскать ущерб в порядке регресса? Может, однако исключительно в предусмотренных законом случаях.
Регрессные требования представляют собой требования о возмещении вреда, причиненного пострадавшему в ДТП участнику, в пользу страховой компании. Схема следующая: сначала компания на основании извещения о ДТП возмещает ущерб пострадавшему, после чего взыскивает выплаченную ему сумму со своего подопечного, то есть с виновника аварии.
Закон допускает взыскание суммы страхового возмещения с виновного лица только после возмещения вреда пострадавшему и исключительно в порядке судопроизводства. При этом страховая компания вправе заявить требования в порядке регресса, если:
• виновник аварии умышленно причинил вред жизни или здоровью потерпевшего;
• виновный участник ДТП находился на момент аварии в состоянии опьянения вследствие употребления алкоголя или наркотиков либо если виновное лицо отказалось от прохождения медосвидетельствования по требованию сотрудников ГИБДД;
• нарушитель на момент аварии не имел прав;
• виновное лицо сбежало с места аварии;
• гражданин, управлявший транспортным средством, не был вписан в полис ОСАГО;
• на момент происшествия полис ОСАГО прекратил свое действие;
• до истечения периода в 15 дней водитель инициировал процесс ремонта или утилизации транспортного средства либо отказался предоставить последнее для осмотра страховщику (при наличии европротокола);
• на момент аварии истек период действия диагностической карты;
• виновник ДТП предоставил страховой компании недостоверные сведения при оформлении полиса ОСАГО;
• на момент аварии транспортное средство имело прицеп, а в полисе отсутствует информация о возможности его использования (кроме легковых автомобилей с прицепами).
До мая прошлого года действовавшая редакция федерального закона «Об ОСАГО» предусматривала еще одно основание для регрессного взыскания ущерба, согласно которому страховщик имел право предъявить требование к виновному лицу при условии того, что последний не направил в страховую компанию европротокол до истечения указанного в законе срока.
Важно! После внесения изменений данное требование сохранено, однако, теперь его несоблюдение не может выступать основанием для взыскания суммы возмещения.
Как правильно известить страховщика?
Независимо от того, каким образом зафиксировано ДТП, с участием сотрудников ГИБДД или в их отсутствие, на участников аварии возлагается обязанность оповестить своего страховщика. При этом допускается направление извещения в электронном виде через портал Госуслуги.
И вот на что важно обратить внимание! Во избежание неприятных сюрпризов в будущем, желательно сделать все самому. Не стоит перепоручать свои обязанности стороннему лицу. Нередко на местах происшествий работают аварийные комиссары, которые помогают оценить ситуацию и справиться с оформлением документов. Обычно к услугам подобных людей прибегают, когда ущерб незначительный и участники ДТП решают составить европротокол.
Однако не все знают, что зачастую комиссары являются сотрудниками тех или иных страховых компаний, а значит действуют исключительно в интересах своего работодателя. Они предлагают забрать составленное на месте извещение, чтобы передать его страховщику, а спустя некоторое время страхователь становится объектом судебного преследования. И происходит это из-за того, что извещение не было передано вовремя либо вообще не дошло до пункта назначения.
В этой связи разумно придерживаться следующих рекомендаций:
- Если участник ДТП передает извещение аварийному комиссару, делать это нужно при свидетелях. При этом можно зафиксировать факт передачи посредством фото или видео съемки, а также попросить комиссара написать расписку.
- Если водитель подает извещение в страховую компанию лично, важно проследить, чтобы сотрудник страховщика поставил на извещении отметку о поступлении документа с указанием даты принятия, входящего номера и данных принявшего документ лица.
- Если времени на посещение офиса компании нет, можно направить документы почтой. В этом случае принципиально важно, чтобы письмо было заказным и содержало опись вложения.
Комментарии:
Укажите рекомендуете ли Вы услугу*
(обязательное поле)Сортировка